«Фотокор №1» (также «Фотокор-1», часто — просто «Фотокор») — советский пластиночный складной фотоаппарат 1930—1940-х годов. Представлял собой универсальную прямоугольную камеру формата 9×12 см с откладной передней стенкой и двойным растяжением меха. Первый советский массовый фотоаппарат — за 11 лет производства (с 1930 по 1941 годы включительно) выпущено более 1 млн экземпляров.
К середине 1920-х годов в СССР назрела необходимость в развитии производства отечественных фотоаппаратов — на тот момент советские фотолюбители, к тому времени уже достаточно многочисленные, вынуждены были довольствоваться либо крайне редкими и дорогими импортными образцами, либо низкокачественными «самоделками». 24 мая 1928 года, в целях снижения остроты ситуации, ВСНХ РСФСР было принято решение начать выпуск отечественных фотоаппаратов на базе наиболее прогрессивных западных образцов. Задача разработки фотоаппарата была возложена на ленинградский Государственный оптико-механический завод (ГОМЗ). Разработка фотоаппарата продолжалась с 1928 по 1930 год, когда новый фотоаппарат под маркой «Фотокор №1» поступил в серийное производство.
Распространённое мнение, что «Фотокор №1» является первым советским фотоаппаратом, не соответствует действительности — за год до этого, в 1929 году, московская артель «Фототруд» приступила к выпуску среднеформатной складной фотокамеры «ЭФТЭ» близкого к «Фотокору» класса. Однако выпускался данный аппарат малыми сериями, из-за чего «Фотокор №1» можно считать первым советским крупносерийным фотоаппаратом.
Серийное производство «Фотокоров №1» осуществлялось большими сериями с 1930 по 1941 год включительно и составило свыше 1 млн экземпляров.
«Фотокор № 1» позиционировался, как «универсальный» фотоаппарат. Благодаря достаточно широкому диапазону доступных значений экспозиции, камера могла применяться как для павильонных съемок со штатива, так и для всех других видов съемок при различных условиях освещённости. Двойное растяжение меха, уникальное в практике отечественного фотоаппаратостроения, позволяло применять «Фотокор №1» для различных репродукционных работ и макросъемки. Подвижное крепление объектива обеспечивало аппарату возможность снимать архитектуру в разных ракурсах без перспективных искажений.
Наводка «Фотокора №1» на резкость осуществлялась методом растяжения меха. Поскольку мех имел двойное растяжение, грубая наводка осуществлялась вручную — стойка объектива выдвигалась на позицию по салазкам. Затем, перемещая сами салазки с помощью рифленого никелированного ролика, можно произвести точную наводку. Резкость настраивается по матовому стеклу в задней стенке камеры. После настройки резкости, выбора диафрагмы и выдержки, задняя стенка корпуса снимается и на её место устанавливается кассета с фотопластинкой. После установки пластины в кассете снимают прикрывающий пластину шибер, и фотоаппарат готов к съемке.
Важным является тот факт, что печать со стеклянных фотопластин проводилась контактным методом. Благодаря мобильности данного метода печати, «Фотокор №1» стал классической камерой для съемки фотохроники Великой Отечественной войны.[2]