Заковычкин
|
Посмотрел "Ржев. Неизвестное сражение Георгия Жукова". Лучше чем в приводимой ниже статье, про этот фильм сказать не возможно. Источник: http://hayka.progtech.ru/forum/viewtopic.php?p=536447#536447 Ржевская операция НТВ
Вы должны были, братья, Устоять, как стена, Ибо мертвых проклятье – Эта кара страшна. Александр ТВАРДОВСКИЙ.
Ежегодно 3 марта в городе воинской славы Ржеве отмечают свой День Победы. В этот памятный день наши войска вошли в разрушенный многострадальный город на Волге, где из 5000 домов уцелело лишь 300. Люди снова почтят память павших, вспомнят минувшее, обратятся к славным и горьким урокам истории войны. Решило внести свою лепту и НТВ, сняв полуторачасовой фильм под названием «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова». Что же нового, важного и «неизвестного» поведали нам его создатели?
Телевизионный фильм анонсировался заранее и широко как новое полотно Алексея Пивоварова, хотя бродил по болотам, городкам, деревням и другой корреспондент (фамилию не успел прочитать). Масштабы и затраты съемок впечатляют: съемки фильма в общей сложности продолжались столько же, сколько и сама Ржевская битва – больше года. На площадке, в болотистых полях подо Ржевом, помимо журналистов НТВ, работало больше сотни актеров, каскадеров и энтузиастов, были задействованы настоящие боевые танки и самолеты времен Второй мировой. Зачем? Ради чего такие средства и усилия? Наконец, что нового открыли нам авторы пространного и, честно говоря, достаточно занудного полотна? В анонсе утверждалось: «Журналисты НТВ провели собственное расследование, собрав свидетельства непосредственных участников событий и архивные документы, многие из которых были до сих пор засекречены». Я таковых абсолютно не обнаружил. Поскольку сегодня на ТВ работают малообразованные верхогляды, им кажется, что они – дерзкие первооткрыватели и бесстрашные разоблачители. Но, не зная авторов сценария, хочу сразу сказать читателям, что в основе этого «расследования» лежит книга американца Дэвида Гланца, тоже названная завлекательно и лживо: «Крупнейшее поражение Жукова. Катастрофа Красной Армии в операции «Марс» 1942 г.» (1999 by the University Press of Kansas). Она была, конечно же, переведена в России и дважды выходила в ООО «Издательство Астрель» к 60-летию Победы (а как же!) и в следующем году. Причем в аннотации издательства злорадство смешано с ложью: «Одна из наименее известных страниц Второй мировой войны, операция «Марс», закончилась провалом поистине колоссальных масштабов. Операция, целью которой было выбить немецкую армию с плацдарма к западу от Москвы, стоила Советскому Союзу потери приблизительно 335 тысяч убитых, пропавших без вести и раненых и более 1600 танков. Однако в советской литературе эта битва вообще не упоминается: исторический разгром был упрятан послевоенной сталинской цензурой...» Писать в 2006 году: «вообще не упоминается и упрятана сталинской цензурой» – вообще анекдотично. Напомню, что за несколько лет до книги американца вышли правдивые издания, такие как «Скрытая правда войны. Неизвестные документы» («Русская книга», 1992). Она рассказывала, в частности, и о боевых действиях на территории Калининской области. Выпущены книги даже по отдельным операциям и аспектам. Например, «Ржевская битва (Сражение за Полунино)», она вышла в Твери («Русская провинция», 2001). Или «Гриф секретности снят: Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах» («Воениздат», 1992). Эти книги и другие открытые материалы широко использовала в своей диссертации одна из стержневых фигур фильма – тверской историк Светлана Герасимова. Почему-то она то сама сидит в кадре, то появляется ее более привлекательный двойник, который копается в картах и книгах. Герасимова в своей диссертации «Военные действия в районе Ржевско-Вяземского выступа в январе 1942 – марте 1943 гг.», с одной стороны, обещала, что «изучение вопроса о потерях воюющих сторон в боях за ржевско-вяземский плацдарм будет продолжено», а с другой, охотно соглашалась с используемой книгой американца: «К сожалению, уже невозможно установить точную цифра человеческих потерь в районе Ржева – Вязьмы и уж тем более нельзя назвать поименно тех, кто воевал, погиб или пропал без вести в тех местах. Приходится согласиться с мнением Д.Гланца о том, что тоталитарному государству вообще присущи культ жертвенности, нежелание и даже неспособность считаться с человеческими потерями». С выводами непререкаемого авторитета Гланца согласились и авторы затянутого фильма, решив проиллюстрировать его постановочными съемками, дешевыми компьютерными эффектами и мельтешением в кадре актеров, не похожих на героев. Один курносый и обрюзгший «Жуков» чего стоит! Но сам фильм строго следует за главами книги Гланца. Вот для примера их названия: Глава 3. КРАСНЫЙ БОГ ВОЙНЫ ОСТАНОВЛЕН (Сычевская мясорубка; Образование «котла» у города Белый; Тупик в долине Лучесы), Глава 4. ПРОВАЛ, ЯРОСТЬ И РАЗГРОМ (Окружение и уничтожение «котла» под Белым; Окончательный провал действий у Вазузы; Истощение сил на севере; Поражение в долине Лучесы). Провал, поражение, тупик, уничтожение, истощение… Читаешь и не знаешь, по словам поэта: «Наш ли Ржев, наконец?». Или город в 1999 году по-прежнему удерживают немцы, а англичане все так же злорадно наблюдают со стороны, мешая американцам открыть Второй фронт, как жаловался Сталину представитель США. Об этом факте упомянуто, но плодотворная мысль не подхвачена: если бы союзники, как обещали, открыли Второй фронт, то не было бы этих чудовищных потерь. Еще в декабре 1941 года, после взятия Клина, по горячим следам прилетел в Москву министр иностранных дел Великобритании Иден. Заместитель начальника Генштаба Василевский прямо сказал высокому гостю: «Если бы существовал активный фронт в Западной Европе, возможно, германская армия не выдержала бы двух согласованных ударов и к весне начала бы откатываться к своим границам». Василевский показывал разрушенный Клин, брошенную врагом технику по всем дорогам, приводил пленных. Особенно потрясло английского меломана и поклонника Петра Чайковского то, что сделали с домом-музеем композитора европейские варвары. Он прочувствованно сказал в конце визита: «Теперь я собственными глазами убедился, что немецкая армия потерпела поражение, отступает, бежит. Миф о германской непобедимости взорван! Это будет иметь огромное значение для подъема духа народов, для всего будущего!» Пафос этих слов в реальную помощь не воплотился, и Гитлер принялся перебрасывать дивизии из Франции – подо Ржев. О сути, значении и цене сражений на территории восьми областей давно, глубоко и точно написал историк и мыслитель Вадим Кожинов: «В широко распространенном представлении, согласно которому продолжавшееся почти 14 месяцев и приведшее к громадным нашим потерям противоборство под Ржевом было «бессмысленным», выражается в конечном счете глубокое непонимание хода великой войны… Г. К. Жуков в 1965 году возмущался (кстати сказать, в беседе с писательницей Еленой Ржевской) характерной для множества авторов сочинений о войне недооценкой вражеской армии: «Мы воевали против сильнейшей армии. Таких солдат и офицеров не было. И они ведь до последнего воевали...» Стоит сказать, что, несмотря на громадную группировку войск врага под Сталинградом, количественно превышавшую его ржевскую группировку (некоторые исследователи почему-то называют завышенную цифру последней), качественно она уступала ржевской, ибо под Сталинградом значительную часть вражеских войск составляли намного менее боеспособные румынские, итальянские и венгерские войска. Помните стихотворение Светлова «Итальянец»? И далее идет мировоззренческий вывод Кожинова о том, что «лакировочная» литература о великой войне, едва ли не господствовавшая до конца 1980-х годов (затем стала господствовать «очернительская», ничуть не менее далекая от истины), лишила многих людей объективных представлений о 1941 годе. И необходимой главой истории этой великой войны является противоборство под Ржевом – противоборство, в котором как бы устанавливается определенное равновесие сил и затем – наше превосходство. Но эта глава, повторяю, слишком малоизвестна. А между тем имеется целый цикл замечательных сочинений об этом противоборстве, принадлежащих уже упоминавшейся участнице событий – Елене Ржевской». Елена Моисеевна, которая и к 90 годам не потеряла ясности ума и правдивости изображения, широко представлена в программе, но ведь ее книги давно изданы и снимают всякий налет первооткрывательства. Сама военная профессия переводчицы 30-й армии давала ей особое преимущество: она постоянно общалась не только с солдатами, офицерами, генералами, а также жителями ржевских деревень, но и с пленными немцами. Кстати сказать, лучшее из ее сочинений – «Февраль – кривые дороги» – начинается с сообщения, с восхищавшего всех события, имевшего место в феврале 1942 года вблизи Ржева: «Семнадцать немцев! Семнадцать пленных! Семнадцать фрицев во главе со своим обер-лейтенантом сдались в плен. Это известие носилось по улице...» А сколько написал об этой битве, об этих краях писатель-фронтовик Иван Васильев, первый лауреат учрежденной нашей газетой премии «Слово к народу»! Ивана Афанасьевича взяли собственным корреспондентом в газету «Калининская правда» по Ржевскому району. Любил Васильев приводить список сельхозинвентаря, которым располагал ставший миллионером колхоз имени В. И. Ленина той памятной весной: «На девятое апреля 1943 года в колхозе имеется: плугов конных – 2, борон простых деревянных – 3, борон «зигзаг» – 5. Собрано мешков – 42, собрано веревок – 2, собрано хомутов – нет, собрано денег – 860 рублей». Этот листок из конторской книги говорил о многом, прежде всего о той скудости, с которой начиналось восстановление разоренной фашистами деревни. Вступив в члены Союза писателей СССР, решился исполнить Иван Афанасьевич свою давнюю мечту – осесть в деревне. Один из колхозных председателей, узнав о сокровенном желании Ивана Афанасьевича осесть в деревне, предложил: «Поедем ко мне! Есть у меня Усть-Держа, шесть изб на берегу Волги
|