http://doka.edram.am/images/dishes/DKO015.jpgТолько не надо меня опять обзывать алкоголиком!
http://doka.edram.am/images/dishes/DKO015.jpgСчитается, что спирт впервые получили или арабы в VII или итальянские алхимики - в ХI веке. Самогонщики древности предполагали, что из вина при перегонке выделяется его дух, названный по-латыни "спиритус". Отсюда и название - спирт. Называли эту жидкость также "водой жизни" (аква вита) и использовали ее преимущественно как лекарство от всех болезней. С XIV века водка или "горилка" стала хорошо известна и в Западной Европе, и на Руси. Однако имеются основания считать, что на самом деле самогон был открыт гораздо раньше и, конечно же, предками славян! Но не считайте это шуткой, поскольку о "горилке" и ее потребителях подробно рассказывает... Гомер в поэме "Одиссея". Изобретение самогона великий поэт приписывает древним племенам фракийцев. Как известно, Одиссей и его спутники в своих странствиях попали в пещеру к гигантскому людоеду - одноглазому циклопу Полифему. К несчастью для путешественников, циклоп захотел полакомиться человечиной: он завалил выход из пещеры огромным камнем и для начала сожрал живьем четырех товарищей Одиссея. Одиссей хотел, было пронзить его печень медным мечом, но вовремя сообразил, что отвалить огромный камень, закрывающий вход в пещеру, им не удастся. Тогда он задумал хитрый план, налил полную чашу предусмотрительно захваченного вина и обратился к людоеду: Выпей, циклоп, золотого вина, человечьим насытясь мясом; узнаешь, какой драгоценный напиток на нашем был корабле; для тебя я его сохранил, уповая. Милость в тебе обрести: но свирепствуешь ты нестерпимо. Циклоп выпил чашу и был приятно удивлен необычным вкусом вина. Он выпил еще две полные чаши и сказал: "Есть и у нас, у циклопов, роскошных кистей винограда полные лозы, и сам их Кронион дождем оплождает; Твой же напиток - амброзия чистая с нектаром сладким... В награду он пообещал Одиссею съесть его последним - и спросил его имя. "Мое имя "Никто", - ответил хитроумный Одиссей. ...Стало шуметь огневое вино в голове людоеда. Тут повалился он навзничь, совсем опьянелый; и набок свисла могучая шея, всепобеждающей силой сон овладел им; вино и куски человечьего мяса выбросил он из разинутой пасти, не в меру напившись. И тогда Одиссей выполнил свой план: он пронзил единственный глаз циклопа горящим колом. ...Яблоко лопнуло; выбрызгнул глаз, на огне зашипевши... Дико завыл людоед - застонала от воя пещера... Сбежавшиеся на крик циклопы обступили пещеру, спрашивая: "Кто же тебя здесь обманом иль силою губит?" - "Никто!" - ревел в ответ ослепленный Полифем. "Если никто, то чего же один так ревешь ты?" - ответили циклопы и разошлись по домам. Утром Полифем стал выпускать из пещеры свое стадо, ощупывая спины баранов, - и Одиссей и его спутники выскользнули из пещеры под их брюхом. Возникает вопрос: каким удивительным по крепости вином Одиссей опоил огромного циклопа? Ведь греки постоянно пили сухое виноградное вино без особого вреда для себя, а циклоп, как видно из его слов, тоже умел его изготовлять и постоянно употреблял - причем его не выворачивало наизнанку. Между тем в тексте "Одиссеи" содержится информация, позволяющая предположить, что уже в древнейшие времена существовали напитки, гораздо более крепкие, чем сухое вино... Греки обычно употребляли красное сухое вино крепостью 8-10 градусов, перед употреблением сильно разбавляя его водой. Сладкое вино тоже было слабым - его получали из недоброженного виноградного сока или путем настаивания вина на изюме. Но Гомер подробно рассказывает о необычном вине, которым опоили Полифема: Одиссей захватил его на обратном пути из Трои - при разграблении города Исмар, в котором обитали не греки, а киконы, фракийское племя, предки южных славян и скифов. Вино подарил Одиссею Марон - сын Еванфеев, жрец разрушенного города - в благодарность за то, что его дом греки пощадили при грабеже. Напиток действительно был необычным - не слабым, сухим и кислым, а, как рассказывает Гомер: "...крепким, божественно-сладким, огневым, искрометным, золотым и медвяным", причем "...нацедивши в чашу с вином в двадцать раз боле воды - запах из чаши был несказанный: никто тут не мог от питья воздержаться". Напиток этот был таким редкостным, что и в городе киконов его тщательно прятали от всех: о нем даже в доме жреца Марона "...не ведал никто из рабов и рабынь и никто из домашних, кроме хозяина, умной хозяйки и ключницы верной". Так что же представлял собой этот таинственный драгоценный напиток, "последний шанс" Одиссея? Думается, что "ключевые слова" для его определения даны Гомером: "крепкий", "огневой", "золотой" и "медвяный". Это значит, что "вино" было таким крепким, что оно могло... гореть! Золотой цвет - это цвет меда; мед дает также необходимую "сладость амброзии" и сильный приятный запах. Крепость и запах напитка сохранялись даже при двадцатикратном разбавлении! Выходит, что это была... "горилка", скифско-славянская медовуха крепостью не менее 70о! Вероятно, на базе меда некоторые "специалисты" глубокой древности научились готовить самогон, причем высокого качества. Любопытно, что горилку-медовуху Гомер обнаруживает именно у предков славян, для которых в отличие от греков виноделие было непривычным занятием. Зато в собирании дикого лесного меда и его "вторичной" переработке им не было равных. Но технологию изготовления самогона они, видимо, держали в строжайшем секрете: напиток был очень редкий и, судя по восхищенному описанию Гомера, ценился, применительно к современным оценкам, дороже самого лучшего нынешнего коньяка. На греков, привыкших к воде с небольшой примесью сухого вина, такой напиток производил неизгладимое впечатление своим ошеломляющим воздействием. Гомер, поражающий всех исследователей своей энциклопедичностью, знал, хотя бы понаслышке, о таком волшебно-крепком вине; именно его он дал как "секретное оружие" в руки Одиссея для победы над бесчеловечно-жестоким людоедом-циклопом.