Klexsin(у):
Про электролиз в трёх словах. Это электрохимическое выделение элемента. У нас это алюминий и сопутствующие ему газы (чертовски полезные для организма
). Принципиально это анод, катод и между ними электролит. Конструктивно это выглядит так: анод это здоровенный монолитный угольный (это для простоты. на самом деле состав его сложнее конечно) висит на тросах, катод это "корыто" (отсюда бытовое название электролизёра "ванна"). В этом "корыте" в рабочем состоянии постоянно есть жидкий алюминий, кторый понятно электрической цепи не прерывает. Это "корыто" выстланно угольными (составом примерно как анод) блоками. Швы между подовыми блоками забиваются спец. подовой массой, назначение которой "смонолитить". У этой подовой массы есть одно нехорошее свойство - при нагревании расширяется всего один раз, т.е. чуть нагретый до рабочей температуры шов остынет, боьше он не расширяется - появляется микротрещина. Между анодом и катодом электролит с температурой на периферии анода ~950 (сколько под центром анода можно только догадаться - высчитать). Тепло выделяется при простом прохождении тока через это "пирог".
Теперь что произошло в корпусе:
После часа "полного нуля" удалось подать некоторое напряжение на серию. Тут однозначных цифр я не слышал. Кто говорит что ток был 15 кА кто - 25 кА. Видимо эта цифра "качалась". При такой нагрузке удалось едва-едва сохранить металл жидким. Электролит кристаллизовался и утонул в алюминии (на наше счастье его температура кристаллизации выше чем у алюминия и он тяжелее). Что не утонуло, бортовые настыли например превратилось в диэлектрический такой камень, что ли. В таком состоянии "клинической смерти" корпус и стоял три дня пока, как правильно тут говорили персонал не только электролизного цеха, лихорадочно восстанавливал аварийный токоподвод и т.д.
Когда появилась возможность подать рабочую нагрузку, привезли с соседнего второго корпуса горячий жидкий электролит, начали заливать в ванны чтоб заполнить межполюсное пространство, замкнуть эл. цепь и аккуратненько поднимать нагрузку. Потом начали наплавлять свой электролит, т.е. "валить" в ванны твёрдые ингредиенты электролита и разливать его по стоящим ещё ваннам.
Электролизники знают что это такое. Потом пошли вспышки конечно "кололи" их, потом непомерно большие бортовые настыли стали плавиться - отчерпывают до сих пор. А вентиляция стоит (сейчас вроде пустили). Ну да ладно.
Сейчас вроде вроде пчти всё "устаканилось".
Чем это всё чревато? Про подовые швы помнишь? Запросто в эти миктротрещины может вытекать металл. Анод получил изрядный тепловой удар (вроде как в холодный стакан налить кипятка) и что с ним дальше будет пока неясно. Ждём-с. Ну это пока неясности. А вот что точно уже есть:
- нехилые прямые убытки от трёхсуточного простоя примерно 20% цеха.
- косвенные в виде непроизводительного расхода электроэнергии и сырья
- скорее всего будет ухудшение состояния ванн, что приведёт к повышенным расходам на кап. ремонт.
- если подины "не сдюжат" то кроме кап. ремонтов получим ухудшение сортности, что тоже стоит денежек
Про трудозатраты я промолчу. Понятно что больше платить за всю эту возню никто не будет. Ну скорее всего премию дадут тем кто непосредственно метался в корпусе...
Так что разогрели конечно, нопахнет это нехилыми миллионами убытков. А насчёт цех остановить. Это же 1700 безработных сразу прямых электролизников и ещё плюс косвенных - кто работает "на цех". Кто их и их семьи будет кормить. Все не могут пойти семечками торговать - покупать некому будет.
Примерно так.
PS Если где неточности прошу сильно не пинать кованым сапогом в промежность а поправить...