Также касается форумных и блоговых пропагандонов, работающих за деньги и за "оранжевую идею".
МИФЫ И ПРАВДА15 февраля 2012г.
Замминистра связи РФ Алексей Волин в субботу, 9 февраля, выступая на научно-практической конференции на журфаке МГУ, сказал, среди прочего, следующее:
- «Задача журналиста - зарабатывать деньги для тех, кто его нанял».
- «СМИ решают пропагандистские задачи и зачастую для владельца СМИ эта задача является доходным бизнесом».
- «Надо учить студентов тому, что, выйдя из этой аудитории, они пойдут работать на дядю. Дядя будет говорить, что писать, а что не писать».
«Это объективная реальность, такова жизнь, и другой у нас не будет», — заключил Волин. Запись эпохального выступления есть на Youtube.
Поднялся страшный шум, Волина, проработавшего в журналистике и смежных областях более 25 лет, обвинили в самых разных грехах, от его слов отреклось руководство Минкомсвязи (http://lenta.ru/news/2013/02/15/journ/), Волина обвинили в оскорблении профессии журналиста и т.д. Пикантность ситуации и дополнительную абсурдную яркость обвинениям придает очевидность того факта, что Волин всего-навсего сказал правду. Вот и все. А именно этого в СМИ делать нельзя. Деградация СМИ, продолжающаяся последние годы, привела к тому, что правда стала вызывать не просто непонимание – отвращение.
Почему мы наблюдаем такую истерику в ответ на констатацию очевидности? Именно потому, что пропасть между тем, что внушается будущим журналистам на факультете журналистики, а также вбивается в головы в рамках «корпоративной этики», максимально противоположным образом отличается от того, что есть на самом деле. А есть на самом деле только то, о чем сказал Волин.
Что внушается? Чему учат? Что журналисты – это квинтэссенция свободы, носители правды, светочи истины. Журналисты не обязаны подчиняться общим правилам и отвечать по общим законам, ибо у них особая миссия – служить мерилом цивилизованности, прогрессивности и общественной свободы. Поэтому им прощается (ими же и прощается) все – взятки, ангажированность, заказуха, наркомания, непрофессионализм (посмотрите на самую яркую иллюстрацию – «Дождь»). Любое насилие над журналистом (даже на домашней кухне или на дружеской попойке) становится тревожнейшим симптомом социального нездоровья (а вот насилие над учителем, инженером или священником хоть и прискорбно, но таким симптомом вовсе не является). А уж гибель журналиста сразу ставит диагноз всему обществу в целом, начиная от министра в Белом доме и заканчивая старухой, живущей в трухлявой избе где-то под Вытегрой – все становятся носителями первородного греха неуважения к журналистам. Не случайно некоторое время назад в Госдуму хотели внести законопроект, согласно которому за нападение на журналиста должны были сажать пожизненно. (http://religionss-world.ru/blogs/pravoslavie/za-pokushenie-na-zhurnalistov-budut-sazhat-pozhiznenno-obshestvo.html). Разумеется, все эти положения внушаются не только самим журналистам – они внушаются обществу. И вдруг Волин говорит такое. То есть грубо сталкивает реальность и миф. А при подобном столкновении именно миф, как эфемерная субстанция, начинает разрушаться. Но разве Волин неправ? Разве он сказал то, о чем никто до этого не догадывался?
Конечно, нет. Свидетельств достаточно. Если кто помнит журналистку Трегубову, может ознакомиться с ее изрядно подзабытой книгой «Байки кремлевского диггера». Там есть и бизнес и пропаганда и многое другое. А вот свидетельство А.Носика, письмо, обращенное к Дамиану Кудрястьеву, редактору «Коммерсанта»: «Дёма, любимый. Я с 2001 года знаю, что Коммерсант берёт заказуху. В том числе - заказуху против меня лично… Беда в том, что вы с Васильевым рулите публичным домом, где б..ди отвыкли делиться». (litprom.ru, 04.10.2008) Бизнес? Бизнес. «Телевидение есть прежде всего не часть культуры и не часть режима, а бизнес. Нравится это или не нравится, но это так». – В.Познер. (Может ли телевидение быть свободным от морали? Дискуссия. - НГ-сценарии, 29.04.1997) «Для нас телевидение - это бизнес. А бизнес - это рейтинг. То есть нам нужно, чтобы нас смотрело как можно большая аудитория - вот и весь смысл» (первый зам. гендиректора, директор службы информации НТВ Владимир Кулистиков) (Кулистиков В. Наша циничная профессия. Интервью МК 3.02.2000). Тут и пояснять ничего не надо, все сказано открыто. Так же открыто в СМИ публикуются расценки - сколько нужно заплатить, чтобы увидеть себя на экране (Честный черный PR - МК, 21.10.1999).
Теперь что касается «дяди». Опять Познер: «Свобода слова существует в большем или меньшем пространстве, в зависимости от того, что хочет хозяин... Так о чем мы говорим здесь?» (Молчанов В. Диктатура в России возможна всегда. Новая Газета, 2000, № 9) «Каналы пускают в эфир то, что похоже на их владельцев… Независимость СМИ - миф. На самом деле происходит по-другому. Ты находишь газету или журнал, которые тебя берут, и начинаешь выражать их взгляды. Потом вдруг находятся издания, которые платят больше, и ты, с не меньшим упорством, начинаешь выражать другие взгляды. Канал НТВ тому образец. Сначала, в Первую чеченскую войну он источал ненависть к армии. Потом выяснилось, что пришло время выбирать Ельцина и получать ресурс на существование. Все переворачивается. С тем же жаром и упорством те же люди начинают рассказывать о противоположном. Путин не приветил - переминаемся на другую ногу. Это независимость?...» Взгляды канала – это взгляды владельца. И говорит это не Волин, а лауреат Госпремии РФ в области телевидения за 1999 г., шеф АТВ А.Малкин. (Малкин А. “Я знаю, как сделать первый канал”. Интервью В. Емельяненко. - Московские новости, 2000, № 23). Опять же все предельно открыто и ясно. Можно найти еще десятки интервью и цитат.
Что же касается пропаганды, то это настолько очевидно, что даже не требует специального обсуждения. Все знают позиции, на которых стоят «Известия» или антироссийская «Новая» и поэтому, по словам И.Смирнова, «В каждой конкретной ситуации всем, включая сотрудников соответствующего СМИ, понятно, какой заказ оно отрабатывает, профессионалы ориентируются в этой диспозиции так же легко, как в парламентских фракциях, и никто не станет предлагать, например, каналу ТВ-центр материал с нападками на Ю.Лужкова, а радио «Свобода» - критику американской политики в Белоруссии».
Итак, это бизнес, обслуживающий владельца и его взгляды и интересы. Но разница этого бизнеса с любым другим в одном, но очень существенном моменте. Если халтуру и гадость выпустил обычный предприниматель, то он и виноват. Он и отвечает. А если чернуху, ложь, ту же гадость выпустил журналист – то виноват читатель или общество в целом, которое этого хочет. Они и отвечают. Сколько раз мы слышали, что журналисты ни в чем не виноваты – «они лишь зеркало, отражающее действительность». Этот очередной миф позволяет их бизнесу, опять же, в отличие от других форм бизнеса, практически не терпеть убытков. Ни финансовых, ни, главное, репутационных.
Так опять же, в чем был неправ Волин? Ни в чем? Но, по свидетельству очевидцев, заявления Волина вызвали недовольство аудитории. А вот это уже очень опасная тенденция. Она означает только одно – людей с первого курса факультета журналистики приучают врать самим себе, не признавать очевидностей, жить в вымышленном мире. А это, как хорошо известно, самый верный и короткий путь к тому, чтобы в конце концов непременно начать «работать на дядю» и «зарабатывать деньги тем, кто нанял». Мифология, о которой говорилось выше, вбивается в сознание, чтобы дяде не задавали неприятных вопросов и картинка была гармоничной. Для себя журналист должен быть светочем истины и критерием правды, зиждителем справедливости. А для хозяина – верной о покорной обслугой, приносящей прибыль.
Just business, ничего личного.
(c)