Тренер
Пользователь
Вне Форума
Я люблю наш Форум!
Настрочил: 81
|
Виртуальное путешествие.
Хотите, уважаемый читатель, отправиться в виртуальное путешествие по родному краю, переместившись во времени лет этак на сто назад? Благо, для этого и необходимо-то только ваше воображение да содержание архивного документа под названием «Справка о Богословском Горном Округе с окрестностями в интересах туризма и бальнеографии», составленного учеником Е.С.Федорова, известным ученым Е.Д.Стратановичем. Если хотите, то вперед! От Екатеринбурга поезд повезет нас на север. Из окна вагона вместе полюбуемся природой нового для нас края. Севернее горы Благодать близкие и родные русскому сердцу ландшафты с их зелеными сопками, полями, редкими болотами и обязательной синеватой дымкой горизонта сменяются сплошными сосновыми или смешанными борами, а чаще болотистой тайгой. Перед самым Надеждинском тайга внезапно отходит в сторону, появляются широкие вырубки и даже пашни. Поезд проходит железнодорожный мост через Какву, и открываются десятки труб, кауперов и домен, а на правом берегу реки ряды углевыжигательных печей в облаках серного дыма. Поезд медленно подходит к станции. И вот поток прибывших из самых различных и далеких уголков страны людей с котомками, сундуками и хозяйственным скарбом выливается из вагона и, обтекая станцию, с разноголосым шумом выходит на пристанционную площадь. Итак, конечным пунктом железной дороги был в то время Надеждинский завод. Это был самый малонаселенный город в округе. На его широких улицах, называемых линиями, еще видны пни могучих лиственниц. Дома и надворные постройки – добротны и по-уральски основательны. Поезд прибывает в Надеждинск на новый вокзал, а дальше, чтобы добраться до следующего ближайшего населенного пункта – Турьинские Рудники, нужно перейти на старый, существовавший с момента постройки узкоколейной железной дороги Богословск – Сосьвинский завод. Вокзальчик ветхий, бревенчатый, деревянный, почерневший от времени и копоти. Непрерывные заводские свистки и шумы заполняют вокзал, постоянно набитый людьми. Следующая станция по пути следования рабочего поезда –Турьинские Рудники. Здесь уже проживало 15 тысяч жителей. Далее, в 12 верстах располагался Богословск с 4 тысячами жителей. Ну а дальше был Петропавловский завод, где число жителей было чуть менее тысячи. Населенные пункты Богословского горного округа представляли собой в основном небольшие поселки, состоящие из нескольких рабочих семейств, рассеянные по округу на больших расстояниях друг от друга. Они образовывались, в основном, около мест горных разработок (с 1813 года – возле золотых приисков), а также там, где возникала нужда в заготовке древесины. Приехав в Надеждинский завод, в поисках места для ночлега можем выбрать либо «нумер» в одной из трех частных гостиниц (правда, оставляющий желать много лучшего в отношении удобств и опрятности) либо в заводском доме для приезжающих либо «нумер» при местном Общественном Собрании, но в этом случае надо выхлопотать у Заводоуправлении особое разрешение, ибо комнаты предназначены исключительно для командированных. Окрестности Надеждинского завода лишены каких-либо красот природы. Он расположен в местности, довольно низменной, где долина реки Каквы подходит к долине другой реки – Сосьвы. В дни ненастий тяжелый влажный воздух иногда не дает рассеиваться дыму от многочисленных углеобжигательных печей, и среди горьковатого чада слышны сетования: «…завод ведь новый – строен недавно, а не могли выбрать лучшего места!». Конечно, не утешает эти сетования объяснение, что выбор пал на то место, куда путем сплава па рекам могут быть доставлены лесные материалы буквально со всех концов обширной территории округа. К тому же, поблизости от Надеждинского завода река Сосьва становится судоходной: там грузятся баржи стальными и чугунными изделиями, которые Богословский горный округ отправляет собственным пароходством по сибирским рекам в Семипалатинск, Ново-Николаевск, Томск. Главный предмет производства Надеждинского завода – прокатная сталь (основной сортамент – рельсы), кованное и листовое железо. Чугунная выплавка осуществляется в домнах новой конструкции. Избыток доменных газов не выпускается на воздух, а утилизируется для динамо-машин, от которых электроток высокого напряжения передается по проводам на рудники. Там он используется для подъема руды, выкачивания воды и освещения. При Надеждинском заводе действует большой лесопильный завод, устроенный по последнему тогдашнему слову техники. Особенно интересно было бы для туриста видеть работу элеваторов, выгружающих с большой производительностью из воды бревна и дрова.
Еловская минераловодная «Мацеста».
В 15 верстах пути от Надеждинска по лесной дороге находится целебный источник – Еловка. Это сейчас здесь нет ничего, кроме нескольких скособоченных деревянных избушек. А тогда в этом месте располагался хотя и неофициальный, но известный далеко окрест небольшой курорт, где каждое лето лечились от ревматизма несколько сот больных. Источник – сернистый. Сильно пахнущей сероводородом водой заполнялись ванны, за которыми присматривал один из жителей деревни. Селились отдыхающие в деревенских домах, где их брали на постой. Медицинского обслуживания, как такового, не было. После того, как с 1905 года прошла Богословская железная дорога через Верхотурский край, странным выглядело то, что земская медицина не обращала внимания на Еловский минеральный ключ. Издавна он привлекал к себе людей среднего сословия, даже в те времена, когда путь приходилось совершать на лошадях. А впрочем, и сегодня о существовании этого источника знают, видимо, только местные жители.
Богословская сторонка – благодатный горный край.
Богословск – старое местопребывание Управления Богословского горного округа. Здесь действуют предприятия: медеплавильный, хромпиковый и сернокислотный заводы, углеобжигательные печи и разработка в расстоянии двух верст ископаемого угля. Угли здесь бурые, хотя по внешности неотличимы от каменных. Грандиозные залежи их представляют собою остатки пресноводных бассейнов того времени, которое в геологии называют юрским периодом. Разработка ведется открытым способом. Из двух химических заводов в Богословске один хромпиковый – вырабатывает вещество, которое служит основой для многих хромовых красок (применяемых ситценабивными фабриками). Другой химический завод готовит серную кислоту. Предметом внимания туристов, направляющихся в Богословский горный округ, едва ли будут служить заводы, рудники и прочие технические сооружения. Скорее всего они будут любоваться природой Северного Урала: горными пейзажами и таежным лесом. Для этого надо дать себе труд подняться на одну из двух возвышенностей, между которыми раскинулись завод и селение. Обе возвышенности сами по себе ничего красивого не представляют. Они скорее производят угнетающее впечатление своею вечно мрачною серо-коричневою, кокою-то тусклою окраской. Ни веточки зеленой по склонам – вся растительность погублена сернистыми газами заводских труб. Но вид вдаль, на гоные цепи, их таинственной синевой на фоне бесконечной зелени лесов, отсюда открывается великолепный. Даже зимою, когда белизна снегов на вершинах и по склонам способствует большему однообразию тонов, хороши эти дальние цепи, особенно по контрасту с темною зеленью хвойных лесов на предгорьях, гривах и отдельных сопках, волнисто расстилающихся везде, куда хватает взора. В панораме этой возвышаются, начиная с юга: Лялинский Камень (2800), Павдинский (3080), Конжаковский (5235), Сухогорский (3030), Семичеловечный (…), Косьвинский (2375), уходящие далеко не север Поясового Камня, несколько восточнее от него характерная по форме плоского хлебного каравая – Кривинская сопка (…), а за нею – Кумба (…), Золотой Камень (…), Денежкин Камень (5027), Журавлев (…) и другие. В юго-восточном направлении можно рассмотреть около Богословского завода отдельно стоящую небольшую каменную гряду, по названию – Холмы (…). Кстати сказать, около нее проходила южная граница Богословского округа – по Какве, а северная граница – за Кривинской сопкой, по течению Южной Косьвы. Если хотите, давайте поднимемся на вершину Холмов, благо они находятся совсем рядом с Богословском. Выедем (на гужевом, разумеется, транспорте) по Верхотурскому тракту и на 12 версте свернем на лесную дорогу, которая ведет через речку Талицу на Какву, к подножию Холмов. Дорогу должен знать нанимаемый в Богословске извозчик или же о ней надо расспросить на лесном Кордоне, который стоит на тракте недалеко от своротки. А чтобы лучше переправиться через Какву, можно, не сворачивая на 12 версте, проехать все 16 верст до так называемого зимовья Каквинского. Здесь жили в то время два, три семейства обособленных селян. Можно нанять лодку с проводником, который спустит вас почти до речки Холмовки – до того места, откуда ведет тропа на вершину Холмов. И ваши труды возблагодарятся красивым видом панорамы на Уральский хребет с горными грядами и вершинами и безбрежной сибирской равнины, ровной, как море-океан в тихую погоду. Красив этот контраст между горною страною и равниной, когда обе они перед вами, как на ладони, с высоты птичьего полета. Следует, однако, иметь в виду, что уральский обыватель, особенно житель, в котором лежит Богословский горный округ, совершенно не знает, кто это такие туристы. Ему и в голову не придет, что могут отправляться в путь-дорогу люди с единственной целью посмотреть природу и красивые виды. Как всякий здравомыслящий человек, коренной уралец считает «веселым местом» всякий более или менее свободный от леса участок, где бывает хорошо и приветливо в солнечный день. А потому местные жители совсем не умеют обслуживать интересы туристов. И об этом нельзя не пожалеть, ибо удивительными по красоте местами Урал Богом не обижен.
|