Fenimor
Модератор
Вне Форума
Кто к нам с чем и зачем, тот от того и того![
Настрочил: 2 652
Карпинск
Пол:
|
Хочу немного рассказать о компьютерных шахматных программах
В 2002 году в Бахрейне Крамник уже сражался с седьмой версией Deep Fritz, и тот поединок завершился вничью 4:4. С тех пор производительность "Фрица" серьезно возросла: десятая версия детища программистов из Гамбурга ( с которой сейчас и сражается Крамник) способна подсчитывать около 8 миллионов позиций в секунду против "всего" 2,7 миллиона в 2002-м. В переводе на обычный язык это означает, что машина способна думать на девять ходов вперед для обоих соперников в середине партии, а в эндшпиле, когда количество фигур на доске по определению невелико, компьютер может заглядывать вперед еще дальше.
Шахматное противостояние человека и машины начиналось еще в XVIII веке, когда инженер Йохан фон Кемпелен в 1759 году (по другой версии - в 1770) представил изобретенную им шахматную машину при дворе австрийской императрицы Марии Терезии. Машина, окрещенная "Турком", вызвала фурор как в Европе, так и в Соединенных штатах. Известно, что свои партии "Турку" проиграли, например, Бенджамин Франклин и Наполеон Бонапарт. "Турок" надежно хранил свой секрет, так и не раскрыв его, хотя согласно молве, ларчик открывался просто: в недрах машины прятался человек, который и делал за нее ходы.
Эра компьютерных шахмат началась в 50-х годах ХХ века с появления первых шахматных программ. В 1968 году шотландский шахматист Дэвид Леви прославился своим пари, согласно которому он не должен был проиграть компьютеру в течение десяти лет. Леви выиграл пари, победив в 1978-м сильнейшую программу тех лет Chess 4.7, однако уже в следующем году он добился лишь ничьей в поединке с очередной версией программы, а в 1989-м шотландец в выставочном матче и вовсе капитулировал перед машиной Deep Thought.
Впрочем, до уровня чемпиона мира Deep Thought было еще далеко, что с блеском в том же году продемонстрировал Гарри Каспаров, выигравший обе партии противостояния с ней. Причем до этого в активе Каспарова уже был триумфальный сеанс одновременной игры с пятнадцатью компьютерами в Гамбурге в 1985 году, завершившийся с разгромным счетом 15:0 в пользу человека.
Первый в истории проигрыш чемпиона мира компьютеру в партии с обычным контролем времени был зафиксирован в Филадельфии 10 февраля 1996 года, когда Каспаров проиграл первую партию в матче с Deep Blue. Однако в самом матче 13-й чемпион мира одержал верх, выиграв три партии и сведя вничью две.
Состоявшийся в мае следующего года матч-реванш из шести партий остался за компьютерной программой (получившей название Deeper Blue) со счетом 3,5 на 2,5.
В 2003-м Каспаров свел вничью еще два матча с машинами - в феврале с Deep Junior (3:3), а в ноябре - с X3D Fritz (2:2).
Наконец, в июне 2005-го программа Hydra в шести партиях разгромила седьмого на тот момент гроссмейстера мира британца Найджела Шорта со счетом 5,5:0,5.
Что касается соперника Крамника по боннскому матчу, то первая версия "Фрица" была разработана программистами немецкой компании Chessbase в ноябре 1991 года. В мае 1994-го Fritz впервые громко заявил о себе, сражаясь на равных с ведущими гроссмейстерами мира на турнире по быстрым шахматам в Мюнхене и уступив первенство только Каспарову, да и то лишь на тай-брейке.
В мае 1995-го Fritz стал первым чемпионом мира по шахматам среди компьютеров, обыграв в решающем матче Deep Blue. В апреле 1999-го Fritz с большим преимуществом выиграл матч в быстрые шахматы у ведущей шахматистки мира Юдит Полгар (Венгрия) со счетом 5,5:2,5, а в июле того же года заработал себе приставку "Deep", сенсационно выступив на турнире во Франкфурте, где им были повержены Топалов, Леко, Свидлер, Полгар, Лутц, Морозевич и Адамс.
Некоторые говорят что человек уже исчерпал свои возможности и обыграть машину не сможет, поскольку шахматный рейтинг компьютерный программы таков, что человек не может к нему даже приблизиться. Но я все же верю в торжество человеческого разума
|